Старый аэродром: легенды кемеровского неба

Недалеко от центра Кемерова расположился аэродром. Когда-то он был единственным аэродромом города, он был наполнен гулом мощных моторов, свистом лопастей, молодыми, звонкими голосами пилотов и техников. Он видел немало взлетов и приземлений, побед и падений, он провожал в небо и встречал будущих героев и чемпионов.  Теперь он - старый аэродром, он будто «спит». Но помнит многое. И самое большое его воспоминание - летчик-ас Владимир Мартемьянов. О нем, об истории аэродрома в Кемерове, где наш прославленный земляк учился летать, и о дне сегодняшнем кемеровского аэроклуба – в нашем материале.
О героях былых времен
На дворе тридцатые. Страна с упоением и восторгом следит за достижениями советских героев-летчиков, устанавливающих мировые рекорды скоростей полета, высоты, дальности. Имена героев авиации знает каждый советский школьник. Многие ребята мечтают подняться в небо и покорить небесную стихию, как делали это Валерий Чкалов, Георгий Байдуков, Сигизмунд Леваневский…
По всей стране тогда прокатилась волна всепоглощающей любви к авиации. Не обошла она стороной и нашу область. В 1932 году в Сталинске (сегодня Новокузнецке) появился первый в Кузбассе аэроклуб. На следующий год клуб любителей авиации появился в Тайге, еще через год в Прокопьевске, затем в Белове и Анжеро-Судженске. И только в 1937 году был создан аэроклуб в Кемерове. Возглавил его известный летчик Степан Чеханков. Первые ученики не заставили себя ждать – ими стали электромонтер ГРЭС Гутов, арматурщик «Азотстроя» Голобков, школьницы Полина Чугунова и Клавдия Рачилина. Кстати, Клавдия Ивановна - ветеран кемеровского аэроклуба, лейтенант в отставке, продолжила свое обучение в Херсонской летной школе. Вернувшись перед самой войной на малую Родину, эта хрупкая девушка подготовила сотни лётчиков, которые прославили Кузбасс на фронтах Великой Отечественной войны. А девять воспитанников кемеровского аэроклуба и вовсе стали Героями Советского Союза.
После войны кемеровский аэроклуб продолжал готовить для военной и гражданской авиации лётчиков и авиаспециалистов. В 60-е годы он перешёл от ДОСААФ в ведение Министерства обороны и стал именоваться учебным авиационным центром, получив при этом статус номерной воинской части.
Летчики-курсанты
К тому времени в СССР началось серийное производство вертолётов. Для новой техники в большом количестве требовались лётные кадры, создавались учебные центры на базе существующих в стране аэроклубов, одним из которых стал и наш кемеровский…
Так в середине шестидесятых годов у кемеровского аэроклуба, началась иная деятельность – военно-образовательная. И уже в эту воинскую авиационную часть (а она была секретная) шло поступление призывной молодёжи по набору через военкоматы. Те, кто был зачислен в учебный центр, принимали присягу – становились курсантами. Командно-инструкторский состав был подобран из опытнейших лётчиков. В Кемерове служили и учили молодежь Виктор Родионов, Георгий Мащенко, Анатолий Некрасов, Николай Хорольский, Михаил Аксёнов, Станислав Сущевич (заслуженный тренер РСФСР, судья международной категории по самолётному спорту), Александр Панов, Анатолий Зырянов и другие. Многие из них были фронтовиками.
Немало курсантов кемеровского учебного центра и сами прошли войну в Афганистане и были награждены боевыми орденами (десять выпускников посмертно). Навечно вписаны в славную историю кемеровского учебного авиационного центра имена Виктора Александрова, Александра Антипова, Валерия Додолина, Петра Коношенко, Павла Крохи, Владимира Курмака, Евгения Полетаева, Валерия Романцова, Олега Шишкина, Александра Яковлева…
Вообще за всю историю аэроклуба было подготовлено свыше пяти тысяч летчиков и двадцати тысяч парашютистов. Вплоть до 1991 года ежегодно готовилось 120 пилотов-вертолетчиков, 300 парашютистов для ВДВ и 60 авиационных механиков.
А вот последний выпуск 1991-го года обучение не завершил – ребят призвали в армию прямо с аэродрома. До выпускного им оставался всего месяц… Многие из них все-таки попали на аэродром. Кто-то техником, кто-то механиком, ну а кто-то водителем.
Мечты о небе
Но вернемся в послевоенное время, конец сороковых. Сколько же кемеровских школьников тогда сбегало с уроков, чтобы посмотреть, как взлетают с кемеровского аэродрома красавцы-самолеты. Как же они хотели попасть в число счастливчиков, которых зачислят в аэроклуб…
Одним из таких мальчишек был и Владимир Мартемьянов. Это потом он станет заслуженным мастером спорта СССР, абсолютным чемпионом мира, неоднократным чемпионом СССР по высшему пилотажу. А тогда он был просто мальчишкой, который очень хотел летать…
В первые послевоенные годы ребят гоняли с аэродрома, боялись, что попадут под прозрачный диск вращающегося винта. Но мальчишки – народ упрямый. Скоро к ним все уже привыкли, и даже доверили чистить самолеты смоченной в бензине ветошью.
- Мы устраняли пыль и грязь изо всех сил и были почти счастливы, - вспоминает в своей книге «Я люблю тебя, небо» Владимир Мартемьянов. -  Почти, потому что полным счастьем для нас были полеты…
В один из таких дней, когда Мартемьянов как обычно сидел на траве и смотрел, как очередной самолет проносится над аэродромом, его окликнул видавший виды летчик, участник войны Павел Косогов.
С добродушной снисходительностью он посадил Володю в старенький ПО-2. Кто бы мог подумать, что этот полет навсегда перевернет жизнь четырнадцатилетнего мальчишки? Именно благодаря Косогову Мартемьянов окончательно и бесповоротно влюбился в небо…
В 1952 году окрыленный мечтой о полетах мальчишка поступил в аэроклуб, но к полетам его не допустили. Настырный парень целый год осваивал теорию, предвкушая счастливые минуты, которые он проведет в небе. В 10-ом классе Мартемьянову наконец-то дали разрешение на управление самолетом, но с одним условием – летать он мог только утром. Володе приходилось вставать в пять утра, идти пешком восемь(!) километров до аэродрома, а затем бежать к девяти часам в школу. Однако никто не был удивлен, когда в 1954 году Мартемьянов с отличием закончил и школу, и ДОСААФ.
Талантливый человек талантлив во всем
Владимир Мартемьянов вообще был уникальным человеком. Еще до того, как он заболел небом, вместе со своим другом Валентином Александровым он бродил по лесам и селам, расположенным по берегам Томи и с упоением рисовал акварелью и карандашами различные пейзажи. Но вскоре Валентин уехал в Кострому учиться на художника, а Владимир увлекся игрой на аккордеоне, а затем и самолетами.
Однако рисование Мартемьянов тоже не забросил. Каждый раз, когда он уезжал на соревнования, его верным попутчиком был потрепанный этюдник. В перерывах между  полетами Владимир частенько уединялся в каком-нибудь живописном месте, чтобы сделать пару набросков.
А свою книгу «Я люблю тебя, небо» Мартемьянов начал писать еще задолго до громких побед на различных соревнованиях и чемпионских титулов. Первые записи были сделаны на страницах полевых блокнотов. Их до сих пор бережно хранит жена летчика Любовь Егоровна Мартемьянова. Кстати, Владимир, будучи лётчиком-инструктором, и жену обучил лётному мастерству.
Да что там жену, учёбу у него прошли десятки влюбленных в небо. Будущий лётчик-космонавт Светлана Савицкая тоже в этом ряду. А самому Владимиру Давыдовичу путёвку в небо дал Михаил Яковлевич Чуликов, у которого учился летать сам Алексей Маресьев.
- Володя был настоящим виртуозом, - вспоминает вдова летчика Любовь Мартемьянова. – На всех областных, региональных соревнованиях ему не было равных. Он никогда не уступал свое первое место. На одних таких соревнованиях его и заметил тренер сборной команды СССР Борис Порфиров. Володя с курсантами собирался выполнить плановый полет. Ребята сели в самолет, стали разгоняться. Но неожиданно на взлетной полосе оказался какой-то посторонний предмет, что категорически запрещается по технике безопасности. Винт зацепился и сломал обе лопасти ровно наполовину. А самолет взлетал в сторону города. Ситуация катастрофическая. Однако Володе удалось вырулить. Весь аэродром аплодировал ему стоя.
Мартемьянов попал в сборную, стал выезжать на международные соревнования. Но все равно после каждых соревнований и сборов он возвращался в родной Кемерово и спешил на аэродром. Там его ждали курсанты и любимый самолет – ЯК-18П.
В последние годы жизни Мартемьянов увлекся журналистикой. Ему хотелось рассказать людям о том, чему научила его напряженная и трудная судьба летчика. Мысль о публикации записок подали друзья-журналисты. Так в газете «Кузбасс» впервые были напечатаны заметки Мартемьянова о III чемпионате мира по самолетному спорту в Бильбао в 1964 году.
Владимир Мартемьянов был не только талантливым человеком, но еще и очень справедливым. Однажды на всесоюзных соревнованиях он и Алексей Пименов набрали одинаковое количество очков. Но судьи вручили медаль за первое место именно Мартемьянову, им показалось, что он исполнил программу более виртуозно. С таким решением победитель не согласился. Он распилил свою медаль пополам и отдал половину Пименову. Но и тот в долгу не остался, распилил свою медаль тоже. Летчики склеили разные половинки и остались довольны.
Последний полет
Как много еще мог сделать этот светлый и замечательный человек… Но судьба сложилась иначе. Трагедия случилась в небе над Ессентуками 13 апреля 1970 года. Спортсмены приехали на сборы раньше срока, и новые самолеты еще не привезли. Сидеть без дела летчики не хотели и согласились начать тренироваться на стареньких машинах, которым оставалось жить всего пару дней - самолеты должны были уничтожить как вышедшие из строя.
Тренировки у сборной СССР проходили в две смены. С утра  летала Светлана Савицкая. Сделав один круг, она пошла на посадку - отказал тахометр. Ей дали другой самолёт, а неисправный отправили в ремонт. Во вторую смену отремонтированный самолёт достался Мартемьянову. Но в полёте у машины отвалилось крыло, оно ударило по колпаку кабины. Удар пришелся в голову летчика.  Как выяснилось позднее, Мартемьянов погиб сразу же, в небе…
Несмотря на то, что после гибели летчика прошло немало лет, его до сих пор любят и помнят. В его честь назвали одну из улиц города (ту самую, где стоит аэродром) и кемеровский областной аэроклуб. А в школе №31 существует целый музей, посвященный жизни Владимира Мартемьянова. Школьники и учителя собирают различные архивные документы, вещи летчика.
Самолет Владимира Мартемьянова установлен во дворе той школы, которая названа именем пилота
Да что говорить, Кемерово Мартемьянова помнит хорошо. В отделе военной истории краеведческого музея как раз сейчас проходит посвященная памяти летчика выставка с говорящим названием «Я люблю тебя, небо!»
Аэродром
Люди, которые любят небо, были и будут во все времена. И сейчас растут такие ребята, которые все готовы отдать за возможность летать. Вот только бегать в аэроклуб, смотреть на летчиков у них уже не получается…
Авиационный клуб переехал на аэродром «Танай», а на старом аэродроме лишь время от времени тренируются дельталетчики, да приезжают любители радиоуправляемых моделей самолетов, чтобы запустить игрушки в небо. Стоят здесь и несколько ветхих уже кукурузников, возле которых любят фотографироваться кузбасские молодожены.
Пустует заброшенная радиорубка. И лишь иногда со старой взлетной полосы стартуют АН-2, прилетевшие в Кемерово с Таная.  Старый аэродром спит. А может быть, ждет…
Все в этой жизни циклично – полоса белая, полоса черная... Но есть надежда, что черная полоса для старого аэродрома подходит к концу. С 2013 года на базе аэроклуба собираются создавать Кемеровский авиационный учебный центр по подготовке пилотов-любителей им. В.Д. Мартемьянова. И вполне возможно, что старый аэродром вновь оживет, и пройдет по его взлетному полю новый летчик-ас, и создаст еще одну легенду кемеровского неба.
Фото: Максима Федичкина
Автор: Мария БОЧАРОВА
Облако тегов
Комментарии для сайта Cackle